Телефоны:
8 (499) 125-88-97
8 (499) 125-77-51
Адрес:
117036, г. Москва
ул. Дмитрия Ульянова, д. 24/1


Производные наркотических средств и психотропных веществ: «Да» или «Нет»?

 

Анализ наркоситуации в России и в мире показывает, что количество употребляемых веществ, обладающих психоактивными свойствами и способных вызывать зависимость, неуклонно растет. Это связано как с появлением новых веществ, обладающих наркогенным потенциалом, так и с выявлением этого потенциала у уже известных веществ.

В соответствии с наркотическими конвенциями в 1998 году Российской Федерацией был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществ», который установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности[1].

В Законе даны определения основных понятий, касающихся наркотических средств и их оборота в Российской Федерации.

В соответствии с Законом наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от принимаемых государством мер контроля, вносятся в соответствующие Списки.

В настоящее время Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащие контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 г.[2] При этом, реализуя предоставленную антинаркотическими конвенциями возможность принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусмотренные Конвенциями, Правительством Российской Федерации в Перечень наркотических средств и психотропных веществ дополнительно внесены отдельные вещества и препараты.

Данный Перечень постоянно пополняется новыми названиями наркотических средств и психотропных веществ, причем порядок терминологического формирования Перечня неоднозначен. Так, к наркотическим средствам отнесены вещества обозначенные понятиями, установленными международными правовыми актами, в частности антинаркотическими конвенциями (каннабис, лист кока, опий, маковая солома, кокаиновый куст; а также названия зарегистрированных лекарственных средств (таблетки «Кодтерпин», таблетки «Алнагон», таблетки от кашля и др.).

В Списке I Перечня присутствуют термины, содержание которых характеризует способ изготовления (кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин, экстракт маковой соломы, ацетилированный опий и др.). В тоже время, данные термины не указывают на вещества, обладающие наркотической активностью. Не определяя конкретного соединения или вещества, они указывают лишь на способ изготовления какого-либо соединения из сильнодействующего вещества. Рассматриваемые термины не указывают на содержание в веществе наркотически активные компоненты.

Разъясняют содержание данных понятий методические рекомендации[3]. Таким образом, документом, относящим вещество к наркотическому средству, выступают методические рекомендации, т.е. документ, процессуально нерегламентированный и имеющий рекомендательный характер.

Список II Перечня содержит названия наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Наряду с перечислением химических названий активных веществ, данный список содержит торговые названия некоторых лекарственных препаратов, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества (сомбревин, омнопон, таблетки «Алнагон»)[4].

Не подлежит сомнению, что в законотворческой деятельности и в правоприменении важны ясность и точность использованных в законе понятий и терминов, а также единообразное их толкование. Однако такое терминологическое единство не всегда достигается на практике, что приводит к недоразумениям, спорам, судебным ошибкам и т.п. Вместе с тем значительный рост количества совершенно новых наркотических средств сопровождается появлением лишь отдельных неполных, неконкретных и зачастую не имеющих практической возможности в реализации методических рекомендаций для экспертов.

В изменившихся условиях деятельности эксперт зачастую остается один на один с неоднозначной экспертной задачей. Достаточно часто отсутствие методических рекомендаций восполняется информационными письмами, лишь указывающими эксперту на необходимость формулирования какого-либо вывода, без его обоснования[5].

Так, например, 30 октября 2010 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» в Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, утверждающее Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, были внесены изменения, согласно которым в  Список I наркотических средств были включены также производные некоторых наркотических средств и психотропных веществ[6]. В дальнейшем термин «производные» был реализован в ряде постановлений Правительства Российской Федерации (от 7 июля 2011 г. № 540, от 6 октября 2011 г. № 2011 № 882, от 22 февраля 2012 г. № 144, от 18 мая 2012 г. № 491, от 1 октября 2012 № 1003).

В тоже время, понятие «производные» в содержании данного нормативного акта не разъяснялось, в связи с чем появилось информационное письмо ФСКН России «О производных наркотических средств», согласно которому для решения вопроса отнесения появляющихся в обороте так называемых «дизайнерских наркотиков» к производным необходимо и достаточно установления наличия в химической структуре исследуемого вещества «базовой» части молекулы указанных наркотических средств или психотропных веществ, в которой один или несколько атомов водорода замещены на другие атомы (например, алкил-, алкенил-, галогеналкил-, арил-, ацил-, амино-, алкиламино-, алкилтио-, алкилокси-, гидрокси-, карбонильная группа).

Для объективности положения вещей следует отметить, что данное информационное письмо не прошло юридическую оценку и регистрацию в Минюсте России, а является внутренним документом конкретной организации, что совершенно недопустимо при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

В тоже время, предложенное толкование понятия «производные» наркотических средств и психотропных веществ позволяет эксперту считать наркотическими средствами и психотропными веществами широкую группу веществ, имеющих изменения в химической структуре в некоторой части, названной «базовой», содержание которой не разъясняется.

В настоящее время уже имеют место заключения экспертов об отнесении некоторых веществ к наркотическим средствам – производным JWH-018, JWH-122 и др. На практике выводы экспертов по уголовным делам звучат примерно следующим образом: «Согласно заключению судебно-химической экспертизы, два комка пластического вещества, добровольно выданные Ш. являются наркотическими средствами – препаратами (смесями веществ): содержащими: 1-нафталин-2-ил-2пирролидин-1-илпентан-1-он (нафирон), который является производным наркотического средства N-метилэфедрона; (Нафталин-1-ил) (1-(5-фторпентил)-1Н-индол-3-ил) метанон (АМ-2201), который является производным наркотического средства (Нафталин-1-ил) (1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон (JWH-018)[7].

Вот и разбирайся, как хочешь. Тут Вам и «препарат», и «смесь», и «производное наркотическое средство», а, в конечном счете, за что судили непонятно, а Верховный Суд Российской Федерации тоже не хочет разбираться[8]. А таких приговоров повсеместно уже не одна сотня. К сожалению, суды, в том числе и Верховный Суд Российской Федерации не пытаются вникнуть в данную проблему, что, в конечном счете и приводит к постановке незаконных приговоров.

Спустя 2 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1178 от 19.11.2012 г., которое дополнило примечания к перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, пунктом 6 следующего содержания: «Производные наркотических средств и психотропных веществ являются веществами синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в государственный реестр лекарственных средств или в настоящий перечень, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.

В случае если одно и тоже вещество может быть отнесено к производным нескольких наркотических средств или психотропных веществ, оно признаётся производным наркотического средства или психотропного вещества, изменение химической структуры которого требует введения наименьшего количества заместителей и атомов»[9].

На первый взгляд данная формулировка дает понятие «производные», однако с юридической точки зрения такая формулировка недостаточна, чтобы привлечь лицо к административной или уголовной ответственности, т.к. согласно вышеизложенной формулировки, к «производным» следует отнести большой класс наркотических средств или психотропных веществ, которые не входят в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации.

Можно много дискутировать по этому вопросу, однако ясно одно, что в настоящее время никто не в состоянии дать точное химическое название всех производных веществ, поскольку на основании закономерностей комбинаторики количество возможных вариаций производных веществ будет составлять число с двенадцатью нулями. Указанное положение вещей признает и ФСКН России[10].

Таким образом, исходя из создавшегося положения, у нас эксперт признает вещество наркотическим, а не Правительство.

В тоже время, в соответствии с требованиями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934), содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I) либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II), а также список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III).

Необходимо также учитывать решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 (с последующими изменениями), согласно обязательствам Российской Федерации, Стороной (участницей) Конвенций которых она является (ст. 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, ст. 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года)[11].

Таким образом, изменение наркоситуации в стране не вызвало изменения существующих методик, которые были разработаны еще в 90-е г. прошлого столетия. Так, 73% всех методических рекомендаций по исследованию наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ разработаны в 1993 - 1998 гг.[12]

Следует отметить, что отсутствие или несовершенство используемых экспертных методик является еще одной категорией ошибок методического характера при исследовании наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ. Отмечается, например, отсутствие стержневых концепций, разобщенность, стихийность и эмпирический уровень исследований в этой области[13].

Чтобы окончательно уяснить себе эту проблему целесообразно привести несколько цитат из действующих законодательных актов:

- В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ст.1 «Основные понятия» используются следующие основные понятия:

«…наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года…

… аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят…»;

- В статье 2 этого же закона, имеющей название «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» указывается:

«…1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;

список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);

список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);

список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II);

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее - Таблица III)…».

В Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[14] в статье 3 «Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности» указывается:

«Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы»;

В статье 4, этого же закона, имеющей название «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности» указывается:

«Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники»;

В статье 5, выше указанного закона, имеющей название « Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной» указывается:

«Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Проанализировав содержание указанных нормативных актов, основываясь на принципах законности и специальных знаниях в области юриспруденции и химии необходимо сделать следующие выводы:

Словосочетание «и его производные» не является ни списком, ни перечнем, конкретных наименований наркотических средств и психотропных веществ, так как не перечисляет наркотические средства, психотропные вещества.

Словосочетание «и его производные» не является наименованием (наименованиями) наркотических средства, психотропных веществ, так как не называет ни одного наркотического средства, психотропного вещества.

Пункт 6, утверждённый Правительством РФ не является ни списком, ни перечнем, конкретных наименований наркотических средств и психотропных веществ. В нём нет названий ни наркотических средств, ни психотропных веществ

Указанный пункт, по своей сути и содержанию, является ничем иным, как правилом, установленным Правительством РФ особым порядком, в соответствии с которым «вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в государственный реестр лекарственных средств или в настоящий перечень» признаются производными наркотических средств и психотропных веществ.

Примечательно, что данное правило не устанавливает порядок отнесения веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам.

Лицо, не обладающее специальными, химическими знаниями, используя только знания русского языка, не может, пользуясь пунктом 6, утверждённым Правительством РФ составить перечень (список), конкретных наименований производных наркотических средств и психотропных веществ. Так же оно не может установить наименование производного наркотического средства и психотропного вещества.

Основы химической науки, преподаваемые в общей школе, которую заканчивает подавляющее большинство граждан нашей страны, недостаточны для отнесения веществ, к производным наркотических средств и психотропных веществ. Для этого необходимые углублённые профессиональные знания в области органической химии и номенклатуры химических соединений.

Правительством РФ для составления наименований наркотических средств и психотропных веществ использована номенклатура (правила) ИЮПАК, которая разработана Международным союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) (IUPAC). Примечательно, что правила ИЮПАК не опубликованы в полном объеме в школьных учебниках, а содержатся лишь в специальной химической литературе. Следует отметить, что эти правила достаточно сложны и вызываю трудности в своём применении даже у специалистов. Главный недостаток правил в том, что они допускают некоторые разночтения в названиях веществ, так как они сформулированы исходя из звучания названий на английском языке. Именно поэтому каждой стране было предоставлено право менять, и приспосабливать правила к особенностям своего языка. Отчасти это сделано и в России. Профессиональные химики знают, что при чтении специальной и научной литературы могут встречаться несколько различающиеся по форме названия одного и того же вещества, например при пользовании алфавитным признаком, который существенно отличает русский текст от английского, или при расстановке цифр и в обморок от этого не падают. Люди далёкие от химии при чтении таких текстов будут думать, что в них идёт речь о совершенно разных по химическому составу веществах.

В этой связи, как указывалось выше, лица, не обладающие специальными углублёнными знаниями в химической науке, используя только знания русского языка, не в состоянии в силу своей некомпетентности определить круг веществ, относимых Правительством РФ к производным наркотических средств и психотропных веществ.

Несколько слов о термине «производные» с точки зрения науки химии. Современными химиками профессиональный термин «производные» достаточно широко используется в научной практике. Его употребляют для того, чтобы избежать излишнего использования систематических химических названий, которые труднопроизносимы и громоздки при написании. При сравнении соединений какого-либо химического или физического свойства термин «производные» используется с целью подчеркнуть сходство в строении рассматриваемых соединений.

В научной и технологической практике термин «химические производные» употребляется в следующем контексте:

- как функциональные производные (вещества, обладающие сходными химическими свойствами);

- как структурные производные (вещества, имеющие одинаковый или сходные структурные фрагменты молекул);

- как группу веществ, получаемых синтезом (преобразованием) из одного и того же исходного вещества, обладающего сложным молекулярным строением.

Понятие «производные наркотических средств и психотропных веществ», изложенное в постановлении Правительства РФ № 1178 от 19.11.2012 г не основано на базовых принципах химической науки и производит формальное объединение веществ кардинально различающихся не только по своей химической структуре, но и по функциональным химическим свойствам, по их биологическому действию. Такое объединение веществ с точки зрения химии, физики и биологии бессмысленно. Оно служит другой цели – упрощению процедуры признания веществ наркотиками, минуя стадию вынесения соответствующего постановления Правительства, и существенному расширению круга веществ, которые правоохранительные органы, противозаконно считают контролируемыми (запрещёнными или ограниченными в обороте). Давно пора Верховному Суду и соответствующим органам задуматься над этой проблемой.

Ссылки:

[1] Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.

[2] Собрание законодательства РФ. 06.07.1998. № 27. Ст. 3198.

[3] См. например: Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Казанков С.П. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина. – М.:ВНИИ МВД СССР. 1989; Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Камаев А.В., Гаевский А.В., Коваленко Е.В. и др. Экспертиза героина и ацетилированного опия. – М.: ВНКЦ МВД СССР. 1981.

[4] Более подробно смотреть: Иванова Е.В. Специальные знания о наркотических средствах. М.: Издательство «Юрлитинформ». 2009. С.28-36.

[5] Письмо ЭКЦ МВД России № 37/24-6968 от 25.11.2010.

[6] Собрание законодательства РФ. 08.11.2010. № 45. Ст. 5864.

[7] Архив Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2012 г. Дело № 1-38/2012.

[8] См. Постановление Верховного суда РФ от 10.04.2013. № 69-У13-96 по делу Кабаровского В.Ю.

[9] Собрание законодательства РФ. 26.11.2012. № 48. Ст. 6686.

[10] Письмо ФСКН России от 16.10.13 г. № 2/7/17043.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006. № 14 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август. 2006.

[12]См., напр., Список методических рекомендаций для судебных экспертиз, утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков / Новые лекарственные препараты. 2006. Вып. 3.

[13]Крестовников О.А. Экспертные методики и технологии в правоприменении и хозяйственном обороте // Законодательство. 2007. № 6.

[14] Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст. 2291.

 

Заведующий адвокатской конторы № 39 «Академическая»

МГКА, к.ю.н., почетный адвокат России

Ведищев Николай Павлович

(117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, дом 24/1,

тел. 8(499)1258897; 89857626215 моб.)

 

Судебный эксперт химик Бюро независимой экспертизы «Версия»,

к.х.н., Гладышев Дмитрий Юрьевич

(107076,Москва, ул. Матросская Тишина, дом 23.стр.1,

тел. 8 (495) 787-33-23, 8(495)720-73-78 моб.).

 

Библиография

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15 – 50.

Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 - 434 (опубликован без Перечня).

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 – 157.

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16. Ст. 1815.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществ» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст. 2291.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 06.07.1998. № 27. Ст. 3198.

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. № 882 (ред. от 01.10.2012) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ. 08.11.2010. № 45. Ст. 5864.

Постановление Правительства РФ от 19.11.2012 N 1178 «О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.11.2012. № 48. Ст. 6686.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006. № 14 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август. 2006.

Список методических рекомендаций для судебных экспертиз, утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков / Новые лекарственные препараты. 2006. Вып. 3.

Письмо ФСКН России от 16.10.13 г. № 2/7/17043.

Постановление Верховного суда РФ от 10.04.2013. № 69-У13-96 по делу Кабаровского В.Ю.

Архив Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2012 г. Дело № 1-38/2012.

Иванова Е.В. Специальные знания о наркотических средствах. М.: Издательство «Юрлитинформ». 2009. С.28-36.

Крестовников О.А. Экспертные методики и технологии в правоприменении и хозяйственном обороте // Законодательство. 2007. № 6.

Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Казанков С.П. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина. – М.:ВНИИ МВД СССР. 1989;

Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Камаев А.В., Гаевский А.В., Коваленко Е.В. и др. Экспертиза героина и ацетилированного опия. – М.: ВНКЦ МВД СССР. 1981.